«Затакт»: о гобоисте Евгении Федорове


Марина Монахова, руководитель пресс-службы Новосибирской филармонии, музыковед, рассказала о гобоисте Евгении Федорове
26 апреля 2017, 11:39
Вести новосибирск

В архиве Новосибирской филармонии хранится приказ 62 года, в котором значится: «артист симфонического оркестра Федоров, не прерывая выступлений в концертах, освоил новый гобой, совершенно иной конструкции. 26 и 27 апреля Федоров провел концерты на новом инструменте на высоком творческом уровне. За примерное отношение к работе артисту Федорову объявить благодарность».

Евгений Федоров – личность в истории симфонического оркестра филармонии и всего музыкального Новосибирска совершенно легендарная. Он работал в оркестре с 56-го - первого года существования коллектива – и отдал ему 45 лет, из них 25 – был концертмейстером группы гобоев.

Он родился в 31-м в Ленинграде. Пережил блокаду, потеряв в тех страшных событиях всю свою семью, был воспитанником детского дома.

Евгений Федоров оставил воспоминания о том времени, он писал:

«В сентябре 44 года вернулся из эвакуации и приступил к репетициям симфонический оркестр Ленинградской филармонии, возглавляемый прославленным дирижером Евгением Мравинским. Многие музыканты этого коллектива тотчас же приступили по совместительству к педагогической работе.

Когда среди мальчишек города разнесся слух, что музыкальная школа-десятилетка при Ленинградской консерватории объявила первый послевоенный набор учащихся, я неожиданно для себя пошел на приемные экзамены. Сейчас, вспоминая тот поступок, я думаю, что мною руководили покровительствующие мне звезды.

К экзамену я не готовился и не знал, что меня ожидает, послушно выполнял всё, о чём меня просили: повторял голосом услышанные звуки, отбивал пальцами ритм. Сказал, что хочу учиться на виолончели. Строгие экзаменаторы ответили, что в класс виолончели я опоздал, но могу заниматься на одном из духовых инструментов — либо на валторне, либо на гобое. Я не знал, чем отличается валторна от гобоя, но звучание слова «гобой» мне показалось загадочнее, поэтому я без тени сомнения, уверенно и громко сказал, что выбираю его.

Директор школы, узнав, что я потерял в годы блокады родителей и живу в детском доме, отвела мне место в интернате при школе. В конце сороковых там жило много ребят, которые впоследствии сделались знаменитыми музыкантами. Мы имели цель в жизни, знали, чего хотим, и целеустремлённо шлифовали исполнительское мастерство. Многие просили разбудить их в 5.30 и до завтрака занимались в школьных классах».

После школы-десятилетки была учеба в ленинградской консерватории, а сразу после – направление на работу в Новосибирск.

Рецензируя выступления Новосибирского оркестра, отечественная и зарубежная пресса неизменно выделяла игру Евгения Федорова. Выступавшие с коллективом дирижеры и солисты высоко отзывались о его мастерстве. Евгений Евгеньевич - первый интерпретатор произведений для гобоя многих композиторов Сибири, Фирма грамзаписи «Мелодия» неоднократно записывала его игру на пластинки. Многочисленные записи Фёдорова хранятся в фондах ГТРК «Новосибирск». Он первым в Сибири стал исполнять в концертных программах сочинения для английского рожка и сделал ряд пе¬реложений для этого инструмента.

В 2001 г. Евгений Евгеньевич прекратил исполнительскую деятельность и полностью посвятил себя педагогической и научной работе в стенах Новосибирской консерватории. Он автор многих опубликованных научных и методических статей и очерков. Неотъемлемой частью его жизни и страстью почти такой же сильно как музыка – была поэзия. Он много читал стихи – вслух, публично, писал в стилистике японской поэзии хокку, издал несколько сборников.

читайте также