«Затакт»: о «страстях» Баха


Марина Монахова, руководитель пресс-службы Новосибирской филармонии, музыковед, рассказала об истории исполнения в Новосибирске оратории Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Матфею».
6 марта 2017, 18:00
Вести новосибирск

6 и 7 марта 1991 года в Новосибирске прозвучала оратория Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Матфею». Этим концертом Новосибирская филармония открыла программу седьмого фестиваля «Классика и современность», который в свое время инициировал Арнольд Кац.

«Страсти по Матфею» звучали в исполнении Новосибирского академического симфонического оркестра, камерного хора филармонии, хоров консерватории и музыкального училища под управлением эстонского дирижёра и педагога Романа Матсова.

Монументальное сочинение Баха основано на тексте Евангелия от Матфея и посвящено последним дням земной жизни Христа. В 1991 году оно прозвучало второй раз за всю историю симфонического оркестра. Не будет ошибкой сказать, что исполнение это стало вторым и в истории Новосибирска. Впервые «Страсти» прозвучали в исполнении только что созданного оркестра в 1957 году, за 30 лет до этого.

Звучание этой музыки в 1991 году имело совершенно особенный смысл – не только музыкальный. По сути, концерт стал символом новой эпохи. И в жизни страны, где тема религии больше не была под запретом. И в жизни филармонии, которой совсем недавно был передан Дом политического просвещения. Акустически он был несовершенен, но впервые за долгие годы у симфонического оркестра и многих других музыкальных коллективов появилась собственная концертная площадка. Здесь им предстояло провести почти 20 лет, которые вошли в историю филармонии как один из самых ярких и плодотворных периодов.

С тех пор «Страсти» Баха стали звучать в Новосибирске, конечно, чаще, но все равно их исполнение – в силу большого масштаба сочинения, его многомерности и сложности – каждый раз становится событием. Совсем скоро, 31 марта, вторая сохранившаяся партитура Страстей Баха – «Страсти по Иоанну» – прозвучит в программе Транссибирского Арт-фестиваля Вадима Репина.

читайте также