Работа для настоящих мужчин: «Вести» помогали новосибирцам вместе со спасателями МАСС


Работа для настоящих мужчин: «Вести» помогали новосибирцам вместе со спасателями МАСС
Пока происходят чрезвычайные ситуации, есть работа и у спасателей Муниципальной аварийно-спасательной службы Новосибирска. «Вести» заступили на смену вместе со спасателями МАСС и узнали всё о трудной работе настоящих мужчин.
3 октября 2018, 11:00
Фото Павла Груздева. Текст Максима Балуева
Вести новосибирск

Илья Сапроненко – старший смены, спасатель 3 класса. Помогать людям мечтал с детства, поэтому окончил кадетский класс, где готовили будущих спасателей. В университете состоял в студенческом спасотряде, получил профессию инженера.

1.jpg

Муниципальная аварийно-спасательная служба создана на базе водно-спасательной службы в 2009 году. Отряд «Центральный» базируется в самом центре Новосибирска и обслуживает весь правый берег. Всего в МАСС четыре отряда в разных точках города.

Спасатели МАСС подчеркивают – служба не входит в состав МЧС: «Мы обычные гражданские ребята, хотя работы у нас порой больше, чем у профессиональных спасателей. Можно сказать, мы универсалы – спасатели, психологи и медики в одном лице».

2.jpg

Между вызовами – короткая экскурсия. Спасатели только вернулись с учений – отрабатывали действия при условной химической аварии. Пугающие оранжевые костюмы химзащиты в жизни применяли лишь однажды – ликвидировали бочки с хлором на Новосибирском заводе химконцентратов. Специальный материал спасает от ожогов, отравления и даже радиации.

3.jpg

Машина спасателей под завязку забита инструментами – от обычных монтировок до гидравлического оборудования. Гидравлика раздвигает, сжимает и «кусает» металл. На пожаре чаще всего востребованы бензорезы – для пропиливания отверстий, чтобы быстро подать стволы для тушения.

У спасателей есть свой профессиональный сленг. Для разрезания арматуры используют «попугая», при высотных работах – «самку» (самостраховку), «хулиган» – инструмент для выворачивания двери. На крыше машины спасателей – лестница (ее можно вытянуть до третьего этажа), а также ковшовые носилки для эвакуации пострадавших с высотных зданий.

4.jpg

Альпснаряжение предназначено для высотных работ – к примеру, чтобы достать упавшего в шахту лифта человека. «Крановщиков с сердечными приступами спускали с высоты 50-70 метров. Обеспечивали безопасность бастовавших крановщиков ПТК-30, когда они на вышках требовали выплатить зарплату», – рассказывает Илья Сапроненко.

5.jpg

В салоне машины – место для четырех спасателей и водителя, здесь же дыхательные аппараты с кислородом. При полном баллоне кислорода хватает на 58 минут для работы в спокойном режиме, при физических нагрузках расход в два раза больше. Если кислород в баллоне кончается, аппарат издаёт сигнал, но таких случаев, когда воздуха не хватило, у спасателей не было.

6.jpg

Мешок Амбу позволяет спасателям откачивать пострадавших. «Недавно пытались спасти мужчину, который надышался угарным газом во время просушки погреба, но не смогли – было поздно. Вообще, если до приезда врачей у постаревшего нет явных признаков смерти, стараемся откачать человека сами. Обидно, когда не успеваем», – сетует Илья.

В этой аудитории спасатели ежедневно в свободное от работы время учатся, повторяют теорию.

7.jpg

В тренажерном зале неподалёку – куча «железа»: спасателям нужно быть в хорошей форме, чтобы переносить на себе инструменты и пострадавших. Раз в месяц сдают физнормативы: подтянуться 16 раз, присесть с 60 килограммами на плечах 12 раз, отжаться от пола 60 раз.

8.jpg

В комнате релаксации на мягком диване спасатели после сложного вызова могут посмотреть телевизор и поиграть в настольный хоккей. В комнате отдыха после десяти вечера можно даже поспать, но Илья Сапроненко говорит, что расслабиться, как дома, не удаётся никогда.

9.jpg

Рядом с базой МАСС – тренировочный полигон. Любопытный «экспонат» – искорёженный автомобиль, на котором отрабатывают спасение людей из ДТП. «Это в иностранных фильмах двери и крыши машин срезают. У нас иногда приезжаешь к груде металла – и даже не знаешь, куда инструменты засунуть», – замечает Илья.

10.jpg

Есть в суровом мужском коллективе и женщины, одна из них – оперативный диспетчер Дарья Красильникова. Она принимает звонки, отслеживает нахождение экипажей на электронной карте. По образованию Дарья – инженер по ЧС. Иногда девушка с легкостью может решить несложную проблему прямо по телефону – опытом делятся спасатели МАСС.

11.jpg

Нашу беседу прервал сигнал о помощи из Первомайского района: старушка упала на пол, пожилой муж не смог поднять грузную бабушку и вызвал спасателей по номеру 051. На сборы и выезд даётся всего минута. Доехать на место нужно в пределах 15 минут. Помочь упавшим на пол старикам или закрывшимся в квартире детям – самая частая просьба, говорит Илья Сапроненко.

12.jpg

На вызов приехали быстро. Минута – и парни ловко подняли плачущую бабушку с пола.

13.jpg

Вроде бы стандартная работа, говорит Илья Сапроненко, но бывают случаи, когда упавшие старики так и умирают, не дождавшись помощи: «Иногда нужно быстро открыть квартиру, дверь ломать не хочется, а соседи с верхнего этажа не пускают – мол, у нас ремонт. Люди стали черствыми».

13-1.jpg

По словам Ильи, часто спасатели занимаются «невидимой» профилактической работой – к примеру, очищают коллекторы от мусора, чтобы по весне не затопило частный сектор. «Помнится, в 2014 году при прорыве дамбы разлилась Иня – за ночь прямо с крыш домов спасли 85 человек. В том же году ГЭС увеличила сбросы – на лодках вывезли 180 человек. Кто-то стоял в воде по горло», – вспоминает спасатель.

14.jpg

Эмоциональный момент – убедить человека не уходить из жизни. Один раз Илья почти два часа общался с 40-летним «суицидником» – под действием наркотиков мужчина хотел броситься с балкона: отчаявшемуся новосибирцу, который недавно вышел из тюрьмы, казалось, что его снова преследует закон. Илью подпустил к себе ближе всех – спасатель убедил не прыгать.

15.jpg

Как не «сгореть» на работе? Штатный психолог учит спасателей не пропускать чужие проблемы через себя. Илья Сапроненко признаётся: особенно тяжело видеть погибших детей, родительский крик разрывает душу. «Спасение находим в хобби, развлечениях, общении с друзьями и спорте», – говорит парень.

По словам спасателей, иной раз приходится работать на голом энтузиазме. Почти у каждого спасателя МАСС есть вторая работа – в основном, в промышленном альпинизме. К сожалению, зарплаты в этой работе невысокие. График «сутки через трое» позволяет. «Я вообще работаю чисто для души. Бывают срывы, желание уволиться охота, но когда спасешь человека – смотришь на проблемы по-другому», – заключает Илья.

16-1.jpg

Спасибо спасателям говорят почти всегда. Лично благодарят редко. «Однажды к нам на базу пришел парень – мы его сняли с 13 этажа (у него обострение душевной болезни было – он таблетки не принял и решил броситься с высоты). Приехал к нам и поблагодарил за то, что не дали сделать глупость. Вообще, людям стыдно, они часто стараются забыть, что с ними произошло».

17.jpg

Спасатели шутят: если не будет людей, которые сами создают себе неприятности, не будет и работы для Муниципальной аварийно-спасательной службы. За несколько часов дежурства – всего один вызов. Конечно, журналистам хочется зрелищ, но спасатели рады, что все живы и здоровы.

18.jpg

Фото Павла Груздева. Текст Максима Балуева
читайте также