В Новосибирске завершился ХХ Всероссийский химический турнир


Соревнования ─ командные, школьникам предлагали разгадать задачу, по условиям, решение должно быть не только правильным, но и применимым в повседневной жизни людей или в научной практике
18 марта 2024, 11:43
Вести новосибирск

Карманные, мыльные, радужные, ядреные ─ названия задач по химии забавные, но над их решениями школьникам пришлось попотеть. Кировчанин Дмитрий Дектерев учится в лицее естественных наук, планирует стать ученым-химиком. Вместе с командой второй год участвует в турнире. Говорит, конкурс учит оперативно мыслить, проявлять смекалку. 

«Когда ты сравниваешь чужие решения со своими, возникает уйма вопросов. Но бывает, попадаются такие решения, которые воодушевляют своей оригинальностью подхода», ─ говорит Дмитрий. 

За два месяца до старта команды получили 12 сложных задач по химии. Нужно было найти нестандартные решения, это значит, одним школьным учебником не обойтись. В багаже должны быть знания по химии на уровне университета.

«Мы стараемся соблюсти баланс между практическими и теоретическими задачами, чтобы их можно было сделать своими руками на уровне школьных лабораторий, без дорогостоящего оборудования. Мы стараемся найти в каждой теме подводные камни и выдать их в условиях задач», ─ рассказывает организатор Всероссийского химического турнира Алёна Гассан. 

На очной части турнира команды защищали свои решения перед оппонентами и рецензентами. Докладчик дает развернутый ответ, поясняет выбор химических формул, например, как определить загрязнения в горной реке без лабораторного оборудования. Затем начинается настоящая научная дискуссия: оппонент задает докладчику вопросы, уточняя детали. Рецензент оценивает работу каждого и тоже задает дополнительные вопросы. 

Самое занимательное в турнире ─ не только найти точное решение задачи, но и продумать тактику игры. Нужно сделать так, чтобы команды-противники набрали как можно меньше баллов во время вызовов. Это значит, участникам нужно тщательно готовиться к турниру, узнать состав жюри, команд-противников, стратегически верно распределить роли в команде. Это готовит сегодняшних школьников к научной жизни.

«Турнир учит школьников дискутировать, разбираться в решениях другой команды. Он не предлагает задачи, на которые можно ответить числом или одним словом», ─ отметила координатор команд Всероссийского химического турнира Елена Столярова. 

Олимпиады по физике, медицине, биологии проводят в научных центрах, что позволяет не только развиваться школьникам, но и искать будущие научные кадры ученым.

читайте также